Артём Белевич (bibliophagus) wrote in ru_pinkfloyd,
Артём Белевич
bibliophagus
ru_pinkfloyd

  • Music:

«Пинк Флойд» вчера и сегодня




В ближайшее время в нашей стране ожидаются гастроли английской группы «Пинк Флойд». Но ведь ещё 5 лет назад она была в «чёрных списках» запрещённых в СССР рок-групп? Не могли бы вы подробнее рассказать об этом коллективе, а также о том, в чём в своё время провинились музыканты?

Г. Сахаров, Куйбышев


В начале 1966 г. случай свёл вместе четырёх молодых людей — Сида Барретта, Роджера Уотерса, Рика Райта и Ника Мейсона, которые приехали в Лондон изучать искусство и архитектуру. Все играли до этого в малоизвестных группах, исполнявших стандартный ритм-энд-блюз. И когда от Барретта поступило предложение исполнять оригинальную и не похожую ни на что музыку, ребята тут же дали согласие.

Сид Барретт черпал вдохновение из впечатлений детства, сказок, мистических учений и сюрреализма. Он рано пристрастился к наркотикам, в основном к галлюциногенам, и первые композиции «Пинк Флойд» были полны странных, диссонирующих созвучий, причудливо нанизанных друг на друга, для непосвящённых — безо всякой логики звуковых эффектов.

Первый успех пришёл в 1967 г. после записи композиции Барретта «Арнольд Лейн», это был рассказ о трансвестите, укравшем женское нижнее бельё в прачечной. Национальное радио отказалось транслировать песню, но она всё же прозвучала в эфире на волне одной из «пиратских» радиостанций и была включена в британский хит-парад.

В том же году вышла первая долгоиграющая пластинка — «Волынщик у ворот зари», группа собиралась в турне по США, но поведение Барретта становилось непредсказуемым. В конце концов на его место был взят гитарист Дейв Гилмор, который вместе с Уотерсом возглавил группу.

В начале 70-х «Пинк Флойд» продолжает эксперимент со звуком, постепенно переходя от обрывочных и несвязных абсурдистских к мелодичным, почти классическим композициям. Более внятными стали и тексты песен. Вершиной творчества группы явилась пластинка «Обратная сторона Луны», в которой музыканты постарались затронуть темы, тревожащие человека — обитателя современного индустриального города: страх одиночества, равнодушие окружающих, бездумное отношение к себе, к природе, безудержная тяга к наживе. Следующий альбом «Жаль, что тебя с нами нет» они посвятили Сиду Барретту, безвременно угасшему молодому таланту.

От проблем человека — к проблемам человеческого общества. Так можно было бы обозначить очередной этап в творчестве «Пинк Флойд». В альбоме «Животные» музыканты подвергают уничтожающей критике социальное и общественное устройство современного государства. Вымышленный мир «Животных» населён свиньями, собаками и овцами. Жалкими и безропотными овцами, составляющими большинство этого стада, управляют наглые и циничные свиньи при помощи собак, которые за подачки готовы на всё.

В двойном альбоме «Стена» (1979 г.) «Пинк Флойд» продолжают тему социальной сатиры. Стена — основной образ их новой работы — отделяет людей друг от друга. Это стена страха, равнодушия, ненависти, которая возводится не только тоталитарной государственной машиной подавления: системой школьного воспитания, судом, армией, но и самими людьми, которые безропотно подчиняются и сносят все унижения. Разрушить эту стену, не быть ещё одним кирпичиком в ней! — призывали музыканты.

В мире было продано более 11 млн. экземпляров «Стены», а песня «Ещё один кирпич в стене» на долгое время задержалась в списках популярности во многих странах. Кстати, именно эту песню пели негритянские школьники Соуэто (ЮАР) во время столкновений с полицией в 1981 г., тогда же южноафриканское правительство официально запретило распространение пластинки.

Как это ни печально, но следующей страной, запретившей «Пинк Флойд», была наша. Произошло это после того, как в 1983 г. на диске «Последний отрезок» были произнесены следующие слова: «Брежнев взял Афганистан, Бегин захватил Бейрут, генерал Гальтиери занял английскую территорию (имеются в виду Фолклендские острова. — Ред.), а Мэгги (Маргарет Тэтчер. — Ред.) послала эскадру отвоёвывать эту землю». Так музыканты выразили своё отношение к политике решения региональных конфликтов путём вооружённого вмешательства. Такая трактовка пришлась не по душе нашим тогдашним идеологам, и «Пинк Флойд» попал в чёрный список запрещённых рок-групп. Правда, несмотря на запрещение, советская молодежь продолжала слушать «Пинк Флойд», оставаясь при своём мнении об афганской войне.

Если говорить о сегодняшнем дне коллектива, то в 1983 г. рок-группу покинул Роджер Уотерс, записывающий теперь сольные альбомы. Конечно, жаль, что мы не услышим в московском шоу оригинальный вокал Уотерса. Но, думается, это не испортит впечатления у советских слушателей от настоящей рок-музыки, которую исполнит в Москве в ближайшее время группа, ставшая легендой.

Н. Солдатенков. «Аргументы и факты», 1989 г., № 22, стр. 7.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments